Валера, Врата Балдура (1-2) отличаются от всех остальных СРПГ (вот я ещё не знаю насчёт Icewind Dale, не играл) тем, что нужно именно влезть в шкуру своего персонажа, ведь от решений игрока будет зависеть отношение к нему компаньонов, если отыгрыш игрока будет им не по нраву, то они просто забьют на него и покинут отряд. То есть характеры компаньонов прописаны до самых мелочей, а игрок с ними общается. Именно игрок, а не персонаж в игре.

Касательно моей идеальной (ну, почти идеальной) РПГ - это Shin Megami Tensei 3: Nocturne. У этой игры единственный недостаток - получение новых способностей. Чтобы получить новую магию/спец атаку/пожизненный баф нужно получить уровень, тогда магатама отдаст способность. НО магатама отдаёт способность только если игрок достиг определённого уровня, а какой уровень требуется - нигде не говорят. Так и получается, что одну магию получаешь на 5 уровне, а вторую на 25. А качаться в игре очень тяжело. И магатам ну ООООчень много. Зато в Digital Devil Saga с этим делом гораздо приятней дело обстоит. Способности приобретаются на очки кармы, если я не ошибаюсь, а карма накапливается независимо от опыта, можно сожрать неприятельского демона, чтобы получить сразу МНООГО кармы.
В общем, вот он мой идеал - Ноктюрн + система навыков ДДС.