[q]Экспа - это усредненный боевой опыт.[/q]

Экспа -- это условное обозночение выучки героя. Её можно и нужно выдавать за квесты, со стандартной схемой раскачек. То что вы написали далее товарищ Валера, это такой гибрид "The Elder Scroll" серий и "Deus Ex 1, Xenus". Но едино что не стоит гнаться вот так сильно за реализмом, действительно не стоит: "Knights and Merchants" и "GTA 4" на слишком большом реализме только проигрывают.
Поэтому сделать систему точечных повреждений, вместо единой линии ХП -- это вполне нормально, и давать штрафы за поврежденные конечности(ей) тоже. Это ще в Fallout-ах практиковалось, затем развили в "Deus" (именно так, без Ex), но идеалом все ще остаеться первый "Deus Ex".

Но про экспириинс: Тут вже зависит от того что ты хочешь делать. Систему "TES" -- вот как раз прокачка навыков навыками и учителями, систему "Готика" прокачка навыков учителями с опыта или стандартную уровен = N очков опыта и их распределение вручную. Ну или эксперемнентировать с ассимиляциями.
Думаю точной формулы роста в идеальной РПГ нет, тут все зависит от предпочтений демиурга. 8)