Можно даже сравнить два произведения: "Война и мир" и "Унесённые ветром".
Л. Толстой художественно с помощью нарушений правил подчеркивал, что у людей война всё запутала, прежнее мировоззрение разрушено, а нового ёще не сформировано. Люди мечутся, мысли у них тоже в смятении и произведение также дёрганое, как и вся описываемая обстановка.
В "Унесённых ветром" поднята та же самая тема, т.е. война спутала все карты для большинства людей, но произведение строго хронологически последовательно. Зато там есть такой герой, как Ред, который своей циничностью вставляет мозги читателя на место. Т.е. с помощью этого героя, автор объясняет читателю, что для одних война - это разрушенные надёжды, а для других - возможность поживиться на чужом горе.
Или почитай вот этот рассказ "Не реальность" А. Медведя: http://www.medvedo.penman.ru/?page=itrec_20&id=393
Здесь автор тоже умышленно нарушил драматургические правила. Т.е. вначале он рассказывает историю, которая завершилась разрывом отношений. А потом переходит в ретроспективу. Потом окунает в еще одну более глубокую ретроспективу из которой уже не возвращает читателя назад. Но с точки зрения художественного смыла, автор поступает правильно, ведь вернуть читателя уже некуда - отношения разорваны и восстановить их невозможно, т.е. ничего кроме ретроспектив у главного героя не осталось. Автор точно рассчитал почему рассказ нужно построить именно так, а не в строгой хронологической последовательности - главный герой потерял цель - любовь и развязки у этой истории уже не будет.
Социальные закладки