Всё, меня догнали по обзорам на рассказы X D. (Бедный автор Сугроба! X D)
Но я всё же вырвусь немного вперёд ).
Отражение калейдоскопа
Путь… Дорога, манящая в неизвестность. Переходишь в другой мир, в надежде, быть может, уйти подальше от себя, затеряться среди нового и ещё не виденного. Но куда там? Мало того, что "в каждое путешествие берёшь с собой себя" (с), так ещё и в других мирах - пусть немного в ином обличии, с по-другому расставленными акцентами - отражение всё того же, твоего мира. Описание иных миров, обществ - довольно часто используемый всякими сочинителями приём, позволяющее продемонстрировать различные черты своего общества. Поэтому, наверно, так интересно (за себя, говорю только за себя!) было в своё время смотреть "Звёздные врата" и тот же "Звёздный путь". За канву сюжета автор берёт похожую схему: герой рассказа оказывается загадочным образом наделён способностью путешествовать из мира в мир. Какова физическая основа этих миров: другие ли это планеты в пределах Млечного пути (скорее всего, эта версия ближе к правде) или же суть параллельные вселенные - в общем-то до конца неясно, но это особо и неважно в данном контексте.
Автор начинает с общих, глобальных декораций и контурно обрисовывает структуру того пространственно-временного объёма, сквозь который путешествует главный герой. Затем параллельно автор переходит к описанию декораций более локальных - одного отдельно взятого мира, где волей судеб оказывается главный герой.
Рассказ выдержан в одном ритме. Единственное, где ритм чуток сбивается (на мой крайне субъективный взгляд) - так это в моменте со стариком. Он, момент этот, ощущается как небольшая шероховатость на гладкой поверхности повествования. Понятно, что автору старик нужен был как некий рычаг, описав который он немного утолит любопытство читателя относительно необычной способности главного героя, да и кроме того сделает рассказ более последовательным. Тут-то, конечно, больше придирки (как пишут рецензенты кандидатских и докторских: "Высказанные замечания нисколько не умоляют (научной) значимости и ценности работы" и далеше список этих самых замечаний на 50 или более пунктов X D), но всё же старик с конфетой показался мне персонажем другой оперы.
Переходя к концовкам:
Рассказ набрал четыре концовки, что немало, а значит у многих участников в их умах и сердцах оказался способным вызвать резонанс. За исключением одного (Валера, здравствуйте! ) ), все остальные продолжения весьма обстоятельны и продуманы. Авторская концовка, наверно, угадывается сразу (сейчас как паду в грязь лицом, но, кажется мне, я её обнаружила)). Оказалось непросто подражать столь безупречному авторскому стилю, а сам автор не пожелал особенно маскироваться (данное утверждение - и некоторые другие - верны, разумеется, лишь при условии моего верного отгадывания). И правильно сделал, на мой взгляд. Своё восхищения я ещё выскажу в тексте, посвящённом концовке, а пока не удержусь, чтобы не заметить, что психологический портрет главного героя у разных продолжателей получился очень разным.
Концовка 1 (какой-то он неубедительный, вялый, неэнергичный)
Разворачивая далее космогонию, заданную во вступлении, автор явно указывает, что путешествие по Пути - явление довольно распространённое, и у путешественников даже сложилась своеобразная культура со своими странноватыми традициями и ритуалами. Здесь есть и свои гуру, посетившие за эоны лет уйму миров, так и свои новички, не подозревающие даже о наличие у них такой способности. С одной такой потенциальной новенькой герой и встречается, видит, что она влачит ужасную, с его точки зрения, жизнь и крайне неловко пытается ей помочь. Но на деле обнаруживает такую негодность, что оказывается неспособным даже расположить к себе девчонку. Возможно, здесь автор пытался продемонстрировать столкновение двух точек зрения. Героя, побывавшего много где и видевшего много чего, опьянённый зовом Пути и тягой к путешествиям с одной стороны. И девчонки, живущей не в самых благоприятных условиях, терпящей каждый день издевательства, с другой. И она отвергает красивую картинку, нарисованную её взрослым, вроде бы более опытным собеседником, предпочитая оставаться там, где она всегда была, полагая, что "хорошо там, где нас нет". И её точка зрения тоже не лишена смысла.
Концовка 2 (немец)
Небольшая зарисовка в стиле альтернативной истории - с некоторыми оговорками, наверно, можно это и так назвать. Лёгкое жонглирование реальными историческими персонажами. - и voila, элита Третьего Рейха (видимо, спасибо Анененрбе) путешествует по мира м в поисках рецепта вечной молодости и вечной жизни. Но советские и американские стратегические враги не дремлют и тоже, оказывается, находятся на высоком технологическом уровне для возможности совершения таких путешествий. Позабавила концовка, было дело.
Концовка 3 (как сказал бы Достоевский, "сладострастник". Хотя, верно ему бы удалось подобрать более удачное определение)
Герой, который вполне мог казаться романтиком в начале, демонстрирует здесь свою циничную натуру. Концовка разбавляет заданное в начале воздушно-мечтательное настроение более приземлёнными мыслями и поступками главного героя. Однако сама концовка не становится от этого хуже. Автор, как умелый повар, добавляет в главное блюдо весьма прилично остроты и умудряется при этом не переборщить. Очень здорово прописан диалог с девчонкой и её монолог про Костлявую гору - достоверно, живо, непринуждённо. Неплохой закос (это ведь не авторская концовка, верно?) под авторский стиль. Так что, если концовку приклеить ко вступлению, то получится весьма гармоничный рассказ.
Концовка 4 (всё тот же философ, что и во вступлении)
Рискну предположить, что это и есть та самая авторская концовка. Но даже если это и не так, то в любом случае хотелось бы выразить свою восхищённую благодарность автору за преломление сюжета в столь необычном и интересном ключе. В описанных встречах с самим собой в разных мирах можно углядеть отсылки к солипсизму (пока самая популярное философское направление на данном Фестивале, хотя зесь оно угадывается более натянуто, чем в Конце времён): весь Мультивёрс создан декорациями к спектаклю, в котором главными действующими лицами являются многочисленные воплощения главного героя. Вместе со вступлением данная концовка образует полноценный рассказ, написанный благородным и при этом чрезвычайно живым и красочным языком с потрясающим сюжетом. Получилось просто великолепно и, что характерно, даже очень в тему Фестиваля: как ещё, если не странной, можно назвать встречу с самим собой?) Автор достиг совершенства во всём.
Отдельная благодарность за фразу "вся человеческая грязь бесчисленных миров". Меня она покорила.
Итог: вступление + концовка 3 и вступление + концовка 4 дают абсолютно разные по развитию сюжета и немного различные по атмосфере рассказы, но одинаково цельные и интересные.
Социальные закладки