Компания Atlus знаменита своими играми на демоническую тематику. Я же зову их отцами всея чертовщины игровой индустрии. Главный хлеб компани - сериал Shin Megami Tensei, один из самых больших игровых сериалов с большим количеством спин-оффов, игр этой серии больше, чем бесконечной "Последней Фантазии". По природе своей Мегатен - полная противоположность фентезийным Финалкам, его события происходят в постапокалиптической атмосфере. Сегодня мы рассмотрим один из спин-оффов Мегатена - серию 'Persona'.
Persona нацелена на более широкий круг игроков, нежели сам Мегатен, события разворачиваются в наше время, в нашем мире, а протагонистами являются ученики старших классов. Выполнена игра в аниме-стилистике.
А собственно, что такое Персона? Персона - это личность, второе Я человека. У одних она спит, у других пробуждается, как правило, в стрессовой ситуации или когда жизни грозит опасность, тогда Персона выступает в качестве ангела-хранителя.
Это цитата описания игры Persona: Revelations, которое я списал с коробочки с игрой. И здесь множество взаимоисключающий параграфов. К сожалению, мой сканер не работает под новой операционкой, по этому объясню на словах."Persona: Revelations - это филосовская игра, действие которой происходит в мире очень похожем на наш. Здесь нет типичных битв с мечами и колдовства, зато это потрясающая история о мечтах, смысле жизни и о том, что все мы без исключения - личности. У вас в наличие самое современное оружие, но вместо того, чтобы сразу убивать монстров, попробуйте поговорить с ними. Чем больше успешных переговоров произойдёт, тем сильнее вы становитесь. Огромное количество головоломок, более 300 разных монстров, изменяющихся в разные индивидуальности, разные варианты концовки, скрытые уровни и предметы."
"Здесь нет типичных битв с мечами и колдовства". Эээ... ну, в принципе, более чем львиная доля геймплея - битвы с демонами. А вот насчёт мечей отдельный разговор, тут же справа от описания на скриншоте из игры изображён один из протагонистов вооружённый топором, второй стоит с катаной, а третий с двуручным мечом. Про девочку с луком я вообще молчу. Ну а вызов Персоны колдовством не считается.
"это потрясающая история о мечтах, смысле жизни". Ну, судя по диалогам, эта игра о том, как пойти и убить Гвидо. Это звучит чуть не в каждом диалоге. На фоне этого философию разглядеть достаточно проблематично, однако над некоторыми вещами игра , всё же, заставляет задуматься.
"У вас в наличие самое современное оружие". Ну да. Про мечи, топоры и луки я уже говорил.
"Огромное количество головоломок". Ну, головоломок в игре нет, единственная головоломка - это сама игра.
Ну да хватит с описанием, перейдём к самой игре.
Геймплей первой Персоны можно разделить на несколько частей: брождение по трёхмерным лабиринтам от первого лица, битвы с монстрами на изометрической арене от третьего лица и брождение по трехмерной карте города. Да, здесь целый трехмерный город с дорогами, улицами, подземными переходами, машинами и прохожими. Впрочем, прохожие показаны довольно схематически. Отдельные комнаты в игре, такие как магазины или комнаты в подземельях также изометрично нарисованы и мы всё видим от третьего лица.
Боевая система очень сложна, главная сложность - расстановка юнитов на карте. А проявляется сложность в том, что оружие может достать лишь в определённой области. То есть юноша с дробовиком не может стоять дальше второго ряда и должен находиться желательно в середине, тогда он сможет достать противников в первом ряду, иначе будет пропускать ходы. Характеристики оружия тоже не доставляют. Одно оружие может поразить любую цель в ближнем ряду, другое - любую цель, находящуюся по прямой перед атакующим, третье может навредить сразу нескольким врагам. Одно оружие атакует один раз, другое - два, третье - рандомно разбрасывает повреждение между несколькими рядом стоящими врагами. Но вычислить идеальную расстановку партии мешает один пакостный фактор - атаки врагов тоже покрывают определённую область, то есть самая удачная расстановка в атаке может оказаться самой неудачной в защите. Полностью всю тактику ломают атаки со спины, когда невозможно ни атаковать, ни защищаться, только тратить драгоценные ходы на перерасстановку партии. Персонажи имеют при себе сразу два вида оружия - холодное и огнестрельное. Отчасти, это бессмысленно, так как некоторое огнестрельное оружие не достаёт даже со второго ряда, в то время как с некоторым холодным можно биться из заднего ряда. Пример - Мария. Вместо того, чтобы драться с демонами, с ними действительно можно поговорить, но большинство шлёт вас куда подальше и ещё могут дать волшебного ускоряющего пендаля. Демоны же блистают разнообразием, некоторые - маразмом. Как вам понравится битва с призраком в унитазе? А мальчик с гигантским зубастым членом из живота? Фантазия художников просто взрывает воображение. Опыт за сражение даётся по пинципу "кто не работает - тот не ест", то есть, наиболее эффективному персонажу достается значительно больше опыта. К слову, опыт получают не только прсонажи, но и их Персоны, также становясь сильнее и получая новые способности. Вот что касается смены Персон, дак я не пронаблюдал в этом вообще какой-либо необходимости. Я остался вполне доволен и самыми первыми Персонами, пройдя игру уже до самого конца.
Отдельный разговор - локации. Маразм в цвету. Каждое подземелье - дичайший лабиринт с ловушками и провалами, будь то больница, школа или полицейский участок. Секретов в игре предостаточно, это и квесты и локации и персонажи.
Кстати, вот что меня взволновало в этой игре - так это суровая ненависть подростков. Вот как так можно публично заявлять, мол, "пойдём прикончим того мудака и все мы будем счастливы". А как же те продавцы, что продают группе школьников мечи, топоры, вилы, плети, луки, пистолеты, автоматы, дробовики и (ОБОЖЭМОЙ!) снайперские винтовки? Наверняка, они даже при этому лицензию или хотябы справочку от психиатра не спрашивают (а стоило бы...)
После всего этого в голове крутится только одна мысль - ЧТО КУРИЛИ РАЗРАБОТЧИКИ???
Вскоре свет увидела новая игра серии Persona 2: Innocent Sin. Так как я играл в неё на японском то совершенно ничерта там не понял. Однако по сравнению с первой частью игра невероятно преобразилась! Вся игра стала трёхмерной, за исключением персонажей. Теперь блуждания по лабиринтам с видом из глаз сменилось на вид от третьего лица. Спрайты персонажей нарисованы великолепно. Неписи живут в городе Сумару, они ходят по магазинам, обедают в кафе, ходят на свидание, общаются между собой и даже играют в казино.
К сожалению, в силу незнания японского я не добился каких-то успехов в прохождении этой игры, по этому перейду к следующей.
Persona 2: Eternal Punishment стала самой первой РПГ в моей жизни. Тогда я совсем не понимал что такое РПГ, я видел только очень приятную графику и думал, что это какой-то квест или симулятор журналиста. Я совсем не понимал что нужно делать и куда идти. А потом произошло что-то странное, в школе начали ниоткуда появляться монстры, я с ними дрался. Потом после нескольких битв на экране возникала табличка Level Up, тогда мне подумалось, что вот он смысл - я хожу по этажу, убиваю монстриков, а когда после боя выскакивает табличка "Level Up", значит я зачистил этаж и можно идти на следующий, и зачистив так все этажи я пройду уровень. Но и на зачищенных этажах всё ещё появлялись монстры! Вот так ничерта не втыкая в происходящее я дошёл до тропы к психиатрической клинике. Бои были ооочень сложными и монстры всё не кончались. А потом я однажды удосужился посмотреть до конца тайтл луп. И после увиденного удивился: "это что.. это они вот так умеют???". Тогда я начинал иру с самого начала. Я несколько раз начинал новую игру, постигая прелести геймплея Персоны, и каждый раз к палитре впечатлений добавлялись всё новые и новые краски. Тогда я просто заболел РПГ и Персоной, Persona 2: Eternal Punishment - одна из моих самых любимых и вообще одна из самых лучших РПГ.
Да, вторых Персон - 2. Первую запретили в Америке, вторую всё-таки пропустили. Действие игры разворачивается всё в том-же городе Сумару, в городе, где слухи - не пустое место, а самое что ни на есть материальное, ибо в этом городе слух становится реальностью. Часть персонажей осталась с P2:IS, однако их аватары были перерисованы. Да и вообще, разработчики перерисовали почти всю игру: кардинально перерисовали спрайты демонов и всех заклинаний, перерисовали архитектуру локаций, переписали музыкальные композиции. В пункте слияния заклинаний появилась новая фича - можно нажать на кнопочку и персонажам автоматически расставятся заклинания для наиболее эффективного слияния. А вот разговоры с демонами немного потеряли в наглядности - в P2:IS в углу экрана находился индикатор, показывающий расположение демона - сердит он, ему весело, он боится или он заинтересован, в P2:EP этот индикатор выпилили, но это, в принципе, не смертельно.
Разговоры с демонами - отдельная песня, в отличи от Persona: Revelations болтовня с демонами здесь - неотъемлимая часть геймплея. Развеселив демона можно заключить с ним контракт, а потом тянуть с них помимо обычных карт таро ещё и редкие пустые, ещё можно попытаться выудить из них кое-какую ценную информацию. Да-да-да, и среди демонов тоже ходят уникальные слухи, такчто не стоит этим пренебрегать! Заинтересованный демон может дать денег, каких-нибудь вещей или может вылечить партию. В общем, профита - валом.
В игре помимо брождения по данженам есть и куда отвлечься. Во-первых - мир слухами полнится, это первое правило. Нужно новое оружие? Не проблема! Распространите слух о контрабанде в известном баре и так оно и случится! Там вам всегда буду рады что-нибудь продать. Слухов массы и они самые разные, есть даже экземпляр про реактивную бабку-ёжку в музыкальной лавочке. Кстати, в вышеупомянутой музыкальной лавочке можно покупать CD и слушать их на стереосистеме в квартире Майи. В городе Сумару есть масса дел, которыми можно заняться. Можно сходить в казино, но перед этим нужно пустить слух, что оно открыто. В казино можно поиграть в Блэк Джек, покер и бинго, а с кого из них можно выиграть джек-пот - также зависит от того какой слух вы распространите. Можно распространить слух о прошлом мадам Шираиши и с её помощью заняться поиском людей за деньги. В общем, в этой игре есть столько всего, что голова кругом. Ну ладно, послений слух, но совершенно один! Говорят, один араб по имени Салам в баре Ebony коллекционирует карты подземелий! Ну и хорошо, берите у него пустые карты, зарисовывайте, обшаривая каждый уголок подземелья, отдавайте обратно за комплект карт. Если карта выйдет идеальной, то он Салам даст особый набор карт.
В игре хоть редко, но балуют великолепными анимационными заставками. Музыка - отдельное слово. Это суперские треки в стиле клубных миксов, слушал бы их и слушал (хоть я и не люблю клубняк).
Следующей в линейке Персон идёт Persona 3. О ней я могу сказать лишь одно - сплошное разочарование. И мне очень жалко тех людей, которые начинают знакомиться с Персоной именно с этой игры. Она ужасна. Это смесь РПГ и дейт сима. Она совершенно нелогична. Пойдём по порядку:
Итак, протагонист живёт двумя жизнями: днём он просто старшеклассник, он смотри телевизор, играет в онлйн игры, гуляет с друзьями по кафешкам, занимается в спортивном кружке или встречается с девушками. Ночью он становится борцом с Тенями - тварями, проникающими в наш мир из Тартаруса во время Тёмного Часа, и нападающих на людей. Атакованные Тенями, люди впадают в состояние, называемое синдромом апатии.
Тёмный Час - это промежуточное время, двадцать пятый час, наступающий в полночь. Всё останавливается, электроприборы выключаются, часы перестают идти, бодруствующие люди превращаются в гробы. А те, кто не превращается в гробульник, становятся потенциальной жертвой теней. Именно по этому никто не знает о существовании Тёмного Часа. А кто знает - получают синдром апатии и ничего не могут сказать. И только группа старшеклассников во главе с комендантом общежития в силах помешать Теням бесчинствовать.
Сюжет подаётся довольно скомкано, вот вы приехали в своё новое общежитие, вот за вами прошпионили, а вот вас уже ставят перед фактом, что ты будешь драться с чудовищами, по тому что так надо. И кстати, начиная с этой части вводится абсолютная глупость в сеттинг вселенной Персоны, что взрослые люди не могут вызывать Персону, ибо это сильно вредит их здоровью, а пока вы молоды - наздоровье, рвите друг друга на куски, выворачивайте на изнанку, потом такого шанса уже не выпадет.
Тартарус представляет собой рандомно генерирующийся однообразный лабиринт со скучной однообразной музыкой. Кстати музыка здесь - в основном рэпачок. Гадость...
Бои - это вообще тушите свет! Демонов заменили на банальных чудовищь - Теней, отличающиеся друг от друга цветом маски, в основном всё одни и те же лица. Возможность говорить с демонами выпилили на корню. А теперь самый атас - из всех персонажей контролируем лишь протагонист! Это значит, что остальные персонажи действуют так, как подсказывает им их убогий имбицильный AI, бесконечные попадания в репелл и дреин. Вместо того, чтобы нанести врагу последний удар, они лечат друг друга, а не дремлющий противник, дождавшись своей очереди, ложит всех мамудой. Грац. И бывает в точности до наоборот - вместо того, чтобы подлечить умирающего протагониста они лупят противника, которого ещё бить и бить. Кстати да, смерть протагониста означает конец игры. Помимо этого, Персону можно поменять только опять же протагонисту, это обусловлено тем, что только у него есть ключ от Бархатной Комнаты.
Смысл дейтсима в дневное время один - прокачать Социальные Связи, чтобы Персоны при создании получали бонусный опыт.
В общем, персонажи деревянные, геймплей скучный, сюжета 0.
После Persona 3 прошло немало времени до выхода Persona 4, и судя по трейлером Р4 отличается от Р3 только лишь цветовой гаммой. Но как я ошибался... Видно, что ребята из Atlus учли ошибки Р3 и исправили их в новой части.
Итак, жизнь нашего протагониста, также как и в предыдущей части, двойная - пол дня он просто школьник, а после - спасает жизни людей, брошенных в мистический мир внутри телевизора.
Провинциальный городок Инаба славится своей туманной погодой, и периодически появляющимися трупами, подвешанными то на телевизионные антенны, то на телеграфные столбы, полиция сбита с толку. Ещё по Инабе ходит слух о Полуночном Канале, на котором дождливой ночью показывают будущую жертву. Так, однажды посмотрев этот канал, протагонист обнаруживает у себя способность проникать сквозь телевизионный экран в параллельный мир. Полиция, само собой, низачто не поверит, что группа подростков проникает, ОМГ, в мир телевизора, по этому им придётся своими силами искать маньяка, также обладающего даром проходить в телевизионный мир и бросающего туда людей.
Теперь, подземелья. Подземелья - по прежнему рандомно генерирующиеся лабиринты, но они стали куда более интересны во-первых, из-за более напряжённой музыки, а во-вторых - из-за появившихся предметов интерьера. Монстры - всё те-же Тени, их даже не удосужились перерисовать, но их существование здесь сюжетно и логически обосновано. Бои стали интереснее, из-за того, что приходится изобретать тактику боя, а не тупо жать кнопку Rush и идти пить чай. Бои не мусолят и не наскучивают, а ещё появилась очень шикарная фича, которой не было в Р3 - можно снова контролировать всех персонажей! Это просто колоссальный плюс игре! Но Персону можно менять опять же только протагонисту, по тому что только у него есть заветный Бархатный Ключик... сплошная дискриминация.
Персонажи колоритны ВСЕ, а не как в Р3 - один Джунпей, а остальные - деревянные болванчики. Лулзов МОРЕ, персонажи попадают в комичные ситуации, шутят и матерятся (да-да, и это есть). Эту игру можно играть даже не из-за геймплея, а просто из-за сюжета, он тут на 5+ и подаётся в отличной форме. Кстати, самый геймплей в Р3 начинается только спустя полчаса скучных диалогов. Геймплей в Р4 - спустя 2 часа.
Музыка, на мой вкус, гораздо лучше, чем в Р3, мне куда ближе попса, чем рэп. К слову, хоть и попса, но весьма не дурна, к тому же попсо-рок.
Подводя итоги расставлю оценки:
Persona: Revelations - 05/10 слабый сюжет и нудный геймплей.
Persona 2: Innocent Sin - ??/10 не смог оценить, так как играл на ждапе.
Persona 2: Eternal Punishment - 10/10 у этой игры я даже минусов найти немогу, THE BEST OF THE BEST!
Persona 3/ Persona 3: FES - 03/10 Epic FAIL, и даже дополнение FES с бонусными костюмчиками и панцушотами не спасает. Один плюс всёже есть - вступительная песня Burn My Dread.
Persona 4: 09/10, что бы там не говорил Алюка, а игра очень хороша, отличный саундтрек, замечательный сюжет и очень сильная филосовская сторона. А ещё I'll Face Myself - rulezzzzz!
P.S. - и не надо мне сообщать приятную новость про вышедший фанатский перевод P2:IS, он у меня есть давным-давно, просто руки не доходят.
Социальные закладки