Сегодня (23.07.2010) я работал в отделе продажи/проката дисков DVD и компьютерных игр. К витрине подошла мамаша с, отсилы, пятилетним ребёнком. Ребёнок канючит и просит купить ему игру. И что же я услышал?
- Купи мне вот этот!
- Но у тебя уже есть такой! И Биошок у тебя есть, и С.Т.А.Л.К.Е.Р., и Метро... И Фоллаут третий этот уже прошёл!
- Тогда вот этот!
- И такой у тебя есть. Обители Зла эти... И Иерихон у тебя есть! Раз прошёл и больше не играешь! Чуть какая новинка появится - всё тебе покупаем, потом лежит ненужная...
Подхожу к мамаше и спрашиваю, а не рано ли ребёнку в его возрасте в такие игры играть.
- Ой, да что вы, он в этот Лефт фо Дэд и Кол оф Дьюти лучше меня играет!
Собственно вопрос - КАКОГО, БЛЯТЬ, ХУЯ?!?!?! Если ребёнок в таком возрасте играет в Сталкера и Иерихона, то мне очень боязно за его психику. А что в башке у родителей вообще не понятно.
Собсно, это было, так сказать, лирическое отступление. В наше время всё боевики да боевики, блокбастер на блокбастере и блокбастером погоняет, каждый пытается замахнуться по-эпичней да по-масштабней (я далеко не в числе исключений ^____^), а про старые добрые сказки все уже и позабыли... Как я уже где-то когда-то писал про фильм "Книга Мастеров" (простихосспате), ожидал увидеть ремейк старых советских, ещё чёрно-белых времён, сказок, а увидел очередной замах на блокбастер и весьма - весьма неудачный. FAIL. Это уже лирическое отступлени в лирическом отступлении -) Суть к тому веду, что забываем мы про сказки, про те самые, которыми мы зачитывались, заслушивались и засматривались. А печально, ведь... И вообще эта тенденция, что мол, старомодно и всё такое. Ну что за чушь! Что лучше, дискотека 80-х или современная попса? Я за Восьмидесятые. Старая добрая Nana, или сраные безголосые ФифтиСенты и Снуп Доги? Я обеими руками и ногами за Нану, в их музыке есть ноты и красивый вокал. И всё равно что старое. Оно не старое, оно классика, а классика бессмертна, так что бе-бе-бе. То же касается фильмов и игр. найдите хоть один шутер, подобный Дьюку Нукему! Да по сравнению с ним "Серьёзный" Сэм - щегол на параше! *Куда ты ушёл, 3D Realms Т____Т*
Так, у меня тут уже образовалась целая матрёшка лирических отступлений, так что подползаю к сути.

В 2003 году компания Ubisoft разрабатывает игру, которая пожрала мне моск™ просто начисто. Это был Принц Персии - Пески Времени. Это была (хотя, почему была... есть!) великолепнейшая игра, по геймплею, по сюжету и по графике. Это не игра, а интерактивная сказка, протагонистом которой был юный сын Шахрамана, гибрид Аладдина в среде сказок Шахеризады. Игра всем своим видом говорит, нет, КРИЧИТ, что она сказка, это великолепный антруаж востока, неповторимая атмосфера, достигаемая графическими, звуковыми и ещё кое-какими эффектами. Мягкий скрин блюр, нужный для скрытия неровности графики уже вызывает ощущение сказочности. Музыка с восточным мотивом (я вообще не перевариваю вопли маджахедов, так я называю арабскую музыку за манеру исполнения, из-за того, что сестра, увлекающаяся арабскими танцами живота, сутки напролёт крутила эти диски) дополняет антруаж, треки просто великолепны, они всегда к месту и атмосфера не теряется ни на секунду. А теперь самый смак - происходящее из-за кадра нам комментирует сам Принц. Он рассказывает нам о своих приключениях, если мы ошибаемся и падаем в пропасть, попадаем в ловушку или нас убивает противник, то Принц прерывает рассказ и убеждает нас, что всё было не так! И тогда он возобновляет рассказ с последнего чекпоинта. Уууф, до чего она великолепна...
А теперь перейдём к техническим особенностям. Во-первых, разработчики вылизали игру до блеска. Великолепные текстуры, шикарная архитектура, красивые модельки и просто волшебные эффекты! Шароварчики Принца колышутся при ходьбе. А ещё, если кувыркнуться или упасть, то беленькие шароварчики запачкаются грязью. А если после этого плюхнуться в лужу, то грязь смоется, а с шароварчиков будет капать вода. А если не плюхаться, то Принцу какое-то время спустя надоест ходить грязнулей и он отряхнёт свои штанишки от текстурок грязи. Мелочь, а ой как приятно. Клубы пыли и сверкающего золотом песка раздувает в стороны и закручивает в завихрения, когда Принц пробегает рядом.
Главная фишка Принца - паркур и акробатика. Бег по отвесным стенам, карабкания по парапетам над пропастью, кувырки на перекладинах. Это никогда не надоест. И Юбисофт нащупали в этом золотую жилу. Теперь элементы паркура есть во многих других играх этой компании (Assassins Creed, Splinter Cell, TMNT), туда же пошли и Eidos, научив леди Крофт кое-каким трюкам Принца. Другая фишка - Кинжал Времени, способный поглощать Песок Времени, убивать песчаных тварей, замедлять и поворачивать время вспять. Фейлов будет довольно много, с непривычки, и кнопку перемотки времени придётся жать завидной частотой. Но бывалые геймеры умудряются пройти почти до самого конца игры не получив ни одного повреждения и не совершив ни одной ошибки, зато когда кинжал пропадает, в нём пояляется острая необходимость. Подлые Юбисофты.
Система боя проста. На первый взгляд. Есть стандартное вертлявое комбо с саблей и удар кинжалом. Кинжалом бить настоятельно не рекомендуется, так как потратив один резервуар с песком, враг на некоторое время заморзится и его можно быстро и легко распополамить в эффектном сальто. Но повторюсь, этот приём бесполезен. Можно просто долбить по кнопке атаки и лупить вражину саблей. Что тоже малоэффективно, так как враги имеют привычку окружать, бить со спины и блокировать удары. Блок тоже не всегда спасает, так как у врагов есть атаки, сбивающие с ног и пробивающие блокировку. Тут нужно изучить слабости врага и выработать тактику против них. Можно бесконечно махать саблей, пытаясь ослабить вражину, а можно, ловко выполнив кульбит, прикончить его в два удара. Тут приходит на помощь акробатика Принца. Пререпрыгивая через врага Принц оказывается сразу у него за спиной. Удар саблей и сразу удар кинжалом - враг повержен, лезвие волшебного кинжала поглощает сияющий песок. А если враг не даёт через себя перепрыгнуть, защищаясь двусторонним копьём? А стены нам на что?! Прыжок от стены, удар саблей в полёте и Принц, закрутившись в штопор, сбивает беспомощного вражину на землю, готового к поглощению. Разновидностей врагов не много, но к каждому из них нужен подход и тактика, чтобы разделаться с ними быстро и качественно. А босс в игре всего один и он очень лёгкий. Кстати, враги не бродят по дворцу султана, они начинают штурм Принца группами сразу по 20-30, ато и того больше юнитов. Но не все одновременно, максимум пачками по 5. Поглотил одного, на его месте возник другой. Песчаные воины способны материализоваться из воздуха и мгновенно перемещаться к принцу. Небольшая передышка, чтобы отпить из фонтана и пошла вторая волна.
Теперь недочёты. Во-первых, замедление времени бесполезно, всвязи с тем, что Принц тоже замедляется, по этому не вижу прока в этой фиче. Второй EPIC FAIL, это партнёрша Принца - индийская принцесса Фара. Она умеет стрелять из лука по врагам. А враги умеют бить её, сильно и часто. По этому самые гадкие моменты - это когда Фара бегает с нами, приходится думать не о том, чтобы вырубить врагов, а как бы не вырубили её. А ещё, если её огреть саблей по голове, то в ответ можно получить стрелу в мягкое место. Да, в прочем, она может засадить Принцу свечку в пятую точку опоры и в пылу битвы. Фару нужно беречь, да.

Довольно скоро последовал сиквел. Принц повзрослел, возмужал, стал сильным и суровым воином. Прошло целых 9 лет с событий Песков времени (тогда ему только исполнилось 18, а сейчас уже 27). За Пиринцем, нарушившим и изменившим ход событий в Азаде, охотится странное чудовище - страж потока времени Дахака. Чтобы изменить свою судьбу Принц отправляется на Остров Времени, в гости к Императрице, чтобы предотвратить создание Песков Времени. Если бы всё было так просто...
Итак, в плане графики и визуализации игра ушла... немножко в минус. После сказочного дворца султана Азада замок Императрицы Времени кажется, мягко говоря, не приветливым. Да какого чёрта, это фигов Ад на земле! Игра стала суровой, жестокой и кровавой. Враги уже не такие красивые, но разнообразие их подросло. Система боя раскрутилась до небес. Теперь у принца есть основное оружие, как правило, первичный клинок обладает уникальными свойствами, типа меча-ключа, или меч, которым можно проламывать стены. Комбинируя удары то одной, то второй рукой, можно выполнять зубодробительные комбинации. Моя любимая - это два удара первичным, два вторичным, два первичным. Настоящий нижний брэйк. Комбинаций множество, пробовать-неперепробовать. Также Принц научился бегать по стенами с обнажённым клинком со всем из этого вытекающим. Можно запросто разрубить неплиятеля вдоль, а можно рухнуть вихрем и посносить всем головы. Ням. Убивать врагов тоже можно великим множеством способов. Просто исполосовать, срубить голову, оторвать руку, разрубить пополам, задушить, переломать хребет, а потом выпустить песочные внутренности, распоров мечом живот. Иногда жертвы даже перерубаются пополам. Можно использовать противника в качестве щита, можно швырнуть его в пропасть, в ловушку или воду (вода мгновенно убивает песчаных существ, даже Дахака не в состоянии преодолеть этот барьер), а можно швырнуть бедолагу в толпу его товаришей. Можно ловко перемахнуть через жертву, в полёте отобрать у несчастного оружие и срубить ему голову перекрёстным ударом. Вторичным оружием, также, можно просто швыряться и нечаянно оставлять в телах противников во время экзегуции. Какой же Принц, всё-таки, затейник!
Уффф... Ну, в арсенале Принца огромное количество разнообразного оружия. Это мечи, топоры, молоты, кинжалы, есть ещё секретное оружие, но я ни одного не открыл. Ассортимент орудий умервщления весьма богатый, различаются они между собой прочностью (да, вторичному оружию свойственно ломаться, только... как же Принц в начале игры до смерти избивал врагов трухлявой палкой и она не ломалась?), скоростью и силой атаки. Самое оптимальное - это мечи. Топоры и молоты меня раздражают из-за того, что сбивают врагов с ног, невозможно проводить комбинации, а кинжалы, хоть они слабые и не прочные, зато если один такой швырнуть, то мало не покажется. Некоторые враги также требуют к себе особого подхода, но только некоторые. Враги населяют ВЕСЬ замок, так что они респятся каждый раз при выгрузке/загрузке зоны. Ой, кстати, замок-то бесшовный! Никаких экранов загрузки (за исключением летальных исходов), мы будто путешествуем по абсолютно цельному замку. Супостаты не возникают из ниоткуда, они просто патрудируют местность.
Косяк с замедлением в Схватке с Судьбой исправили, теперь при замедлении Принц продолжает носиться с привычной нам скоростью, в то время, как все вокруг будто плавают в киселе.
А теперь минусы: а где сказка? -(((( Кривые модельки не спасаются скрин блюром. Схалтурили разработчики, схалтурили. Не стало красивых эффектов. Нету вылизанных мелочей. Эх...
В игре два окончания, но спойлеры. Скажу только, что нужно собрать все апгрейды здоровья для "правильной" концовки.

Два Трона ждать себя не заставила. Чем закончится приключение Принца? Да ничем особенным, всего лишь ещё одним приключением. Везёт Принц свою суженную Кайлину в Вавилон, а тут их радушно встречают залпом из катапульт. Коварный Визирь, что стал причиной событий Песков Времени, наложил свою лапу с нестриженными ногтями на родной дом Принца. Но как? Да просто - Пески Времени не создавались, Визирь не предавал своего господина (он разгромил его собственноручно), его не уличили в заговоре и не убили. Вот и понеслось. А тут ещё в распоряжении Визиря оказался волшебный кинжал. А тут ещё Принц приподнёс ему Кайлину, считай, на блюдечке. А Кайлина и есть Песок Времени во плоти. А что бывает, когда кинжал вступает в контакт с Песком? Правильно, происходит бугогашечка. Как всё складно... В прочем, энивэй, из-за локального апокалипсиса все преспешники Визиря стали песчаными воинами, а его генералы вовсе из-за передоза Песка стали чудовищами. Могу лишь догадаться, почему Принц не превратился в песчаного монстра. Как он сам предположил, это по тому, что он очень много контактировал с песком ранее и что-то с ним произошло на Острове Времени. Ну-ну, но мы то знаем, с чем или, точнее, с кем контактировал Принц, пока две недели плыл на судёнышке обратно в Вавилон ^w^
Ну, это лишь задел, а дальше - спойлеры.
В принципе, Два Трона - это Схватка с Судьбой + Пески Времени. Както так. Вернулась атмосфера сказки, но не насовсем. Систему боя из Схватки поурезали, жестокость предельно снизили, врагов теперь нельзя расчленять -( Весь арсенал вторичного оружия урезали до 3-х мечей, топорика и колотушки, впрочем, от этого мы ничегошеньки не теряем. Принц научился ещё паре акробатических трюков и убивать мгновенно. Пока вы незаметны и враг на вас не с агрился можно тихонечко подкрасться сзади и, в нужный момент нажимая кнопку удара кинжалом, эффектно выпилить вражину. В одном Speed Kill можно скомбинировать сразу два убийства, если будущие жертвы стоят рядом.
Также от прямого контакта с Песком в Принце проснулось его альтер эго. Альтер эго весьма кровожадно, Тёмный Принц ловко орудует вмонтированной в руку цепурой, потроша врагов пачками, при этом его здоровье постоянно уменьшается и чтобы жить Тёмный Принц должен убивать и поглощать песок. Но стоит протагонисту коснуться воды, как его тёмная сторона отступает.
Партнёршей Принца снова стала Фара, девушка тоже времени зря не теряла, пользы от неё теперь гораздо больше.
В игре, какие бы слухи не ходили, только один конец, сам лично собрал все апгрейды. А в качестве бонуса за прохождение открывается бонусный контент + код на новое вторичное оружие. ТЕЛЕФОННАЯ ТРУБКА!!! Выглядит забавно -)
PS. В Песках Времени, активировав защитную систему Азада Принц высказал такую мысль, что у местной системы защиты весьма извращённая логика... У САМОГО, БЛЯТЬ, ПО ВСЕМУ ВАВИЛОНУ РАСПИХАНЫ БОЙНИЦЫ СТРЕЛ, ДВУХМЕТРОВЫЕ ПИЛЫ И ПОЛЫ С ШИПАМИ!!!

Прошло достаточно много времени, прежде чем Ubisoft создали своё новое детище - Принц Персии в cell shading. Так как Принцов Персии много, то его внегласно и дружно зовут Prince of Persia 2008.
Это больше не история о Принце, теперь протагонисты - какой-то бомж и принцесса-волшебница. Безродный неизвестный и безымянный акробат с длинной саблей заплутал посреди пустыни и потерял своего осла... Фару.. Гружёного сокровищами. И "Вот такими коврами, воот такими!"©
Вообще Принц... окей, пусть будет Принц, не Бомжом же его называть... весьма весёлый парень и любит приударить за девушками, особенно, если новые знакомые сваливаются на него с неба. Сюжет хороший, но сам по себе короткий, как [censored] у китайца, время игры растягивается исключительно сбором Семян Света, но об этом попожжа. Диалоги между Принцем и Эликой очень живые и забавные, они шутят, веселятся, отпускают комментарии в адрес противника и просто жгут между собой. В некоторых моментах можно вовсе пацтол укатиться.
Геймплей... ай-яй-яй-яй-яй....... В общем, умереть в игре физически невозможно. Если только свет вырубят. Упал в пропасть - Элика вытащит. Получил мечом по лбу - Элика применит свою магию и оттолкнёт разошедшегося врага назад, а в качестве штрафа здоровье противника восстановится на половину. Какого-то драйва нету. Чтобы очищать Плодородные земли, до них нужно добраться, вломить боссу и потом очистить. Чтобы добраться до Плодородной Земли нужно иметь одну из 4-х сил бога Ормузда. Чтобы получить одну из сил Ормузда нужно собрать определённое количество Семян Света. Из-за этого приходится тратить уйму времени, чтобы облазить сектор вдоль и поперёк и найти злосчастные Семена. Самое муторное занятие, без этого игра проходится свободно за 3 часа, если не меньше.
Уровни представляют собой 4 зоны, в каждой из которых по 6 секторов - входная, 4 основных и шестой сектор - финальная схватка с боссом зоны. Боссов, соответственно, тоже 4. Ну и пятый Ахриман.
Необходимость в координации при акробатике отпала, нужно лишь прыгнуть на стену и Принц сам по ней побежит. Бегая по потолку нужно вовремя жать на кнопку "перчатки" (это треугольник, если на геймпаде), чтобы ухватиться за кольцо и продолжить шествие. Времени, чтобы успеть нажать на эту кнопку достаточно, чтобы успеть заплесневеть. А вот схватки с врагами выглядят зрелищно. Принц и Элика изящно и очень эффектно работают в паре.
Пару слов о концовке. Окончание этой истории меня очень удивило. Очень-очень. Как будто Реквием по мечте посмотрел... Очень сильно... Но на полусло. Что ещё больше усиливает эффект.
К слову, по всему миру расбросано ровно 1000 Семян Света. Я все собрал, эта фича открывает премиальный контент, для которого в обычных условиях нужно ввести специальный код. Бонус - это костюмы-прототипы персонажей. В конце Принц получает ещё одно, секретное Семя Света. Итого - 1001. Прямой и весьма толстенный намёк на то самое, где небезызвестная мадемуазель почти три года вешала лапшу на уши законному супругу, лишь бы не выполнять свой супружеский долг.
Ещё к слову, архитектура уровней поистине сказочна...

Совсем свеженький, Принц Персии - Забытые пески. Что сказать, говорили, что игра вернётся к корням серии, но куда там... Сюжет интересный, но эээ чо? Всё подаётся так сумбурно, что чёрт ногу сломит. Куда так спешили сценаристы? Забытые пески - это приквел Схватки с Судьбой. То есть события разворачиваются в промежуток между первой и второй играми серии. В принципе, боевая система вполне себе промежуточная между Песками Времени и Схваткой с Судьбой. У Принца только один меч, но машет он им будь здоров. Враги лезут на Принца пачками по 50 штук сразу, видеокарта суицидирует. Акробатика стала ещё лучше, но от этого, пожалуй, пострадал правдоподобизм. Трейсеры нам уже доказали, что в реальной жизни можно бежать по отвесной стене, что можно выделывать сальто, что можно делать то, что вытворял Принц в первых трёх частях, тут же Принц начинает нагло нарушать законы физики. Так не честно!
Вместо привычной системы апгрейдов здоровья через волшебные фонтаны или алтари теперь банальная прокачка за экспу. Убивая врагов Принц, через печать, поглощает опыт, набрав достаточно опыта Принц получает очко способности, на которое можно купить или улучшить навык, здоровье и слоты магии инклуд. Кстати, из всей магии полезна только "Каменная Броня", так как делает Принца совершенно неуязвимым. Остальные магии просто так, для галочки, абсолютно бесполезны. Здоровье своё Принц пополняет не из источников воды, а поглощая какие-то красные сферы. Как обосновать это логически - вообще понятия не имею.
Но какже... в предыдущих частях у Принца был Кинжал Времени и Амулет... а теперь что? А теперь у него есть сила Джинов. С её помощью Принц может отматывать время, замораживать воду, мгновенно перемещаться к врагу, если нажать кружок, находясь в воздухе, ещё может из воспоминаний Джина воспроизвести утраченные временем элементы локаций, с помощью которых можно добраться до цели. Ащще тыдыщ.
Как правильно отметил Алука, локации в Забытых Песках - это крысиный лабиринт. Вообщето, локации во всех Принцах - это самый настоящий крысиный лабиринт. Также он прав повободу того, что не чувствуется целостность локаций. Полностью с ним согласен, в Песках Времени и в Схватке с Судьбой локации сменяют друг друга так, что мы можем с одного конца карты увидеть другой и помахать ручкой. В Двух Тронах и в Забытых Песках локации сменяют друг друга сумбурно, хаотично, даже примерно не могу прикинуть себе как выглядит Вавилон и город его братюни Малика. Какой-то, блин, Тартарус, ей богу...
И снова это - куцая недоконцовка на полусло. Откуда вообще Юбисофты взяли моду на такие окончания? Ну да ладно, в награду за прохождение нам дают сомнительный бонус в виде одной комнаты, где нужно выпилить 8 пачек врагов.
Не понятно, для кого нужен лёгкий уровень сложности... На норме не испытал абсолютно никаких затруднений ниразу в жизни. Для паралитиков с заторможенной реакцией? Ну да ладно, сделали и сделали...

Итог:
Prince of Persia: Sands of Time - 10/10. Я играл в сказку!
Prince of Persia: Warrior Within - 07/10. Сказка кончилась, начался боевик.
Prince of Persia: The Two Thrones - 08/10. Попытка вернуться в сказку. Насколько удачная? Ну.. кто знает...
Prince of Persia 2008 - 07/10. Ни в коем случае не ставить в один ряд к трилогии (квадралогии?), и не нужно с ней сравнивать. Большой минус за оттягивание кота за яйца, большой плюс за диалоги и сюжет, особенно, за концовку. И музыка там клёвая ^___^
Prince of Persia: Forgotten Sands - 05/10. Большое разочарование. Игра на один раз (как по мне), куцо и сумбурно. Попытка сделать всё эпично и масштабно может и удалось, но это не сказка, а приключенческое кино, блокбастер. Сказки больше нет и уже не будет.

PS. (АХТУНГ! Следующий ниже текст не прописная истина, а лишь догадка аффтара)
Когда фильм "Принц Персии: Пески Времени" пустили в прокат в российских кинотеатрах, в передаче "Кино в деталях" брали интервью у Джейка Джиленхала и немного обсуждали его работу в этом фильме. И репортёрша сказала, что непонятно с какой целью для роли принца Дастана Джейк выучил и симулировал английский акцент. Поясню. Дело в том, что в игре Prince of Persia: Sands of Time Принца озвучивает актёр-англичанин, а в остальных - американец. По тому Джейк и симулировал пафосно-аристократическую речь, чтобы говорить, как первый Принц.

PPS. Глядя на архитектуру замка Ипмератрицы Времени сам собой напрашивается вопрос... А как она сама там ходит?