Я думаю, сперва - среда обитания. Далее - какие отличия и похожести на человека. Далее - воображение. Например: люди - цветы. Уже для игры не слабо. Но если форма человек-цветок только фаза развития организма, то это уже целый роман в стихах! Впрочем, в природе это все уже было: злая гусеница - жрет, бабочка - пархает и пьет нектар, совершенно не ведая, чем она была. Готовая трагедия!
И все же, как не загадочны существа, главное, чтобы они были органично впаяны в сюжет. Можно даже идти от сюжета - по надобности создавать нечто. Ну, а если такие существа имеют вес в сюжете, то и объяснить их нужно. Возможно должны быть и другие существа подобного типа. Или по схеме - дичь - хищник.
Разумность... Представьте, что вы всю жизнь жили в лесу, а тут вам на встречу - бульдозер... Существо должно оперировать теми понятиями и образами, которые привычны для него в его мире. Гусеница все видит под углом: съедобное - несъедобное. У бабочки могут быть эстетические понятия, хотя и ее главное дело - попить бормотушки, отложить яйца и умереть... а если не умрет?! А вдруг это неизвестная следующая фаза? Вот и сюжет.