По поводу вопроса об "экспе" (да и о всех остальных фичах) - я придерживаюсь того, что чем проще - тем целостнее и тем легче воплотить такую систему в жизнь. Желание любого девелопера - "создать живой и самостоятельно живущий мир". И это почему-то означает что в нем должно быть всё максимально сложно и реалистично. Опыт должен быть как в Обливионе, нелинейность- как в Фоллауте, отношения между полами - как в крутом Date-симе, реалистичная смена дня и ночи и чтобы сюжет двигался независимо от действий игрока. Предлагаю перестать обманывать себя и снять розовые очки. Невозможно силами не профессионалов сделать подобную сложно структурированную систему. Даже сделав что-то похожее не неё, встанет другой вопрос - о её сбалансированности. А это вообще - мега-задача.
Проще, условнее, понятнее - вот что гораздо реальнее. Убил мега-врага - получил противопожарные трусы и мешок денег. У игрока не должно возникать мысли о том - откуда же из волка такая куча вещей выпала. Ведь это ИГРА - в ней все возможно. На Нинтендо ДС - РПГ игры весят по 128 мегов и они умудряются засунуть туда тонну юмора, интересного сюжета, музыку, симпатичных персонажей и т.п. и т.д. Там нет сотен скиллов, заклинаний и т.п. - всё сделано в достаточных количествах, ничего лишнего.