Для меня атмосфера в играх стоит в одном ряду с геймплеем, графикой и сюжетом.
А я вот всегда считал, что атмосфера компьютерной игры - это и есть совокупность составляющих игры, таких как графика, музыка, сеттинг, а иногда и геймплей. Хотя и сеттинг тоже отчасти состоит из половины вышеперечисленного... Короче, я запутался.
Вот Joker говорит, что атмосферу можно передать только через диалоги. И мне тут же вспоминается небезызвестный квест Машинариум. Город, в котором разворачивается действие, произвёл на меня огромное впечатление и является одним из самых любимых мест из всех компьютерных игр вообще. И всё благодаря атмосфере. А ведь в Машинариуме нет диалогов.
Или вот ещё Рабанастр (он ведь так называется, да?) из Final Fantasy XII. Шум и гам, царящий вокруг, толпы слоняющихся НПС (которые, кстати говоря, на мой взгляд не выглядят болванчиками, обычно выдающими квесты или несущими всякую чепуху в прочих РПГ), всё это опять же идёт в плюс к окружению.
Любая мелочь, любой аспект - всё это очень влияет на восприятие мира игры игроком, так что однозначно ответить на вопрос, что же делает атмосферу, наверное не выйдет.
Ну а если говорить конкретно про РПГ Мейкер и прочие самоделки, то да, тут Joker абсолютно прав, и выезжать можно только на диалогах. Ну и музыку стоит упомянуть, ведь неправильно подобранная мелодия способна изгадить любую сцену, будь то хоть ролик, хоть игровой уровень или даже титульный экран. Как-то так.